Историки нашли античный контракт на древнейший договорной матч

Согласно договору, Деметрий в финальном матче с Никантином брал на себя обязательство трижды поддаться и упасть на спину, получив за поражение 3800 драхм серебром старой монетой. Как отмечает Livescience.com, речь шла о соревнованиях, практически аналогичных современным турнирам по греко-римской борьбе. Предположительно, договорной матч должен был состояться в финале 138-х по счету Великих Антинойских игр, важного спортивного мероприятия, проводившегося в египетском Анитополисе (город был назван в честь Антиноя, юноши-фаворита римского императора Адриана, правившего в 117-138 годах н.э.). Оба борца выступали в подростковом «разряде».

Примечательно, что в договоре отмечено, что Деметрий получал свое вознаграждение даже в том случае, если судьи заметят подлог, однако если тот решит нарушить обещание и победит, он будет обязан уплатить 3 таланта серебром. По словам Доминика Ратбоуна (Dominic Rathbone), профессора лондонского Королевского колледжа (King's College London), переведшего папирус, 3800 драхм является относительно большой суммой денег по тем временам, на нее можно было купить осла. Между тем три таланта соответствовали 18 тысячам драхм.

Папирус с договором был найден более ста лет назад при раскопках в древнеегипетском городе Оксиринхе близ современной Эль-Банхнасы, однако был расшифрован только сейчас и опубликован в последнем выпуске научного альманаха Oxyrhynchus Papyri. Предположительно, заплатив сопернику, Никантин мог рассчитывать на пожизненную пенсию от своего города или солидный приз, который бы помог ему оплатить услуги тренера.

При этом Рэтбоун отметил сам курьезный факт того, что подобный договор был зафиксирован на бумаге для чего, скорее всего, был даже нанят нотариус или писец. Очевидно, что подобную мошенническую сделку потом невозможно было оспорить в суде, если один из участников договора вдруг решил бы отказаться от его исполнения. LiveScience.com также проводит параллели с современным реслингом - постановочными соревнованиями, в которых используются элементы греко-римской борьбы, но которые от начала и до конца являются театрализованным представлением, итог которого известен заранее.