Россияне прорвались ещё на одну вершину мирового автоспорта - Михаил Алёшин, пилот программы SMP Racing, дебютирует в знаменитой американской серии IndyCar. В своё время именно в этих гонках сделали себе имя Жак Вильнёв и Хуан-Пабло Монтойя. Теперь на трассу вместе с ними будет выходить и российский пилот. Предстоящий сезон для Михаила Алёшина будет очень сложным со всех точек зрения: новый автомобиль, новые трассы и даже новый тип гонок - ему предстоят заезды на овальных трассах на скоростях куда выше, чем в Формуле-1.
В преддверии старта сезона, который состоится уже в эти выходные на уличной трассе в Сент-Питерсбёрге, Алёшин в интервью «Чемпионату» рассказал об особенностях гонок IndyCar, новых вызовах и новых соперниках.
- Михаил, каковы ваши первые впечатления от тестов в американском чемпионате? Почувствовали ли вы какие-то принципиальные отличия от тестов команд европейских серий?
- Разница, конечно, существенная, и это касается всего. Здесь необходима более плотная работа с инженером, автомобиль требовательнее, чем в тех же GP2 или Мировой серии «Рено». В IndyCar более открытый регламент, разные поставщики двигателей и некоторых других узлов, поэтому приходится тестировать очень много элементов одновременно.
По общему уровню работы инженеров и количеству настроек эта серия ближе к Формуле-1, чем к европейским моносериям. Все команды используют одинаковые шасси DW12 и конструкцию тормозов. Остальные же узлы у команд разные - подвеска, амортизаторы, пружины. Поэтому соперничество между командами здесь тоже очень серьёзное. Вместе с этим в самом кокпите у тебя есть возможность менять множество параметров, например, режимы зажигания, режимы работы двигателей, передние и задние стабилизаторы.
При этом сложность в том, что официальных тестов практически нет - только сессия на трассе «Барбер» (на этом автодроме пройдёт третий этап сезона. - Прим. «Чемпионата»). Остальные заезды были неофициальными, и тайминг на них был тот, который представлен мотористом.- Как именно происходит взаимодействие команд с мотористами? Ведь в IndyCar несколько лет подряд «Хонда» оставалась монопольным поставщиком двигателей, но вот уже третий сезон моторы командам поставляет и «Шевроле».
- От мотористов с каждой командой работает по несколько специалистов. Вместе с инженерами команды они собирают информацию о работе двигателя, анализируют её в своих центрах и позже предоставляют данные нашим инженерам. Естественно, между собой команды никаким образом не взаимодействуют.
Как правило, по ходу сезона происходят довольно серьёзные модификации двигателя - порядка четырёх-пяти за год. Соответственно, команды работают с различными спецификациями мотора. В этом направлении работа ведётся серьёзная, и борьба мотористов в IndyCar сама по себе очень интересна.
- И при этом гонки проходят на разных типах трасс - как на дорожных, так и на овальных. Вы уже успели провести тесты и на том, и на другом. Расскажите, работа команды чем-то принципиально отличается в зависимости от типа трека?
- На самом деле, принципиальных отличий нет. На тестах задача пилота в любом случае заключается в обеспечении качественной обратной связи, точном описании поведения машины и так далее.
Что касается непосредственно овалов, то на них не проще. На этих трассах есть несколько разных траекторий, притом на верхней из них машину очень сильно трясёт, а на медленных скоростях автомобиль и вовсе становится непредсказуемым.
Дело в том, что в конфигурации под овалы с поворотами в одну сторону машина немного ассиметрична и, например, при заезде на пит-лейн её может бросить в сторону в, казалось бы, безобидной ситуации. Теперь я понимаю, почему даже знаменитых пилотов порой разворачивает при заезде на пит-стоп и они врезаются в стену вроде бы на ровном месте. Просто машина неровная - на таком типе трасс она подготовлена для поворотов в одну сторону. Это по-настоящему сложно, гораздо труднее, чем кажется. Но ощущения очень интересные.
Ещё одна сложность заключается в том, что в овальных гонках плотность машин гораздо выше, чем на обычных трассах, к которым я привык. На таких скоростях в плотном трафике порой просто невозможно уследить за всем, что происходит на трассе. Поэтому очень важную роль играет споттер. Грубо говоря, на овале он является твоими глазами. Человек сидит наверху трибуны и передаёт по радио информацию о том, что происходит вокруг тебя, предупреждает, что тебя начинают атаковать или что соперник занял соседнюю траекторию.
Из-за очень высоких скоростей на овалах всё нужно делать раза в полтора быстрее, чем обычно. При этом борьба с соперником может продолжаться на протяжении нескольких кругов, уследить за всем попросту невозможно. В общем, для этого споттер и нужен. В некотором смысле, его можно назвать штурманом. И всё это происходит на протяжении всех пятисот миль гонки, что очень тяжело психологически. К этому надо будет просто привыкнуть.- Зато у вас большой опыт выступлений на дорожных трассах. Каковы ваши ощущения от американских треков?
- В календаре сезона 19 гонок, из них я знаю только две трассы. Остальные для меня будут в новинку. Мой опыт, конечно, мне поможет, но учить эти автодромы я смогу только на тренировках - а это всего два часа по пятницам. Трассы в США очень непростые. Исходя из того, что я видел по телевизору и по данным телеметрии, могу сказать, что Монте-Карло по сравнению с этими треками словно зеркало.
На американских уличных трассах очень большой ход подвески, машина много времени проводит практически в воздухе. В общем, многому придётся учиться заново. Вместе с этим сами гонки здесь продолжительнее, чем в той же Формуле-1 - в IndyCar не бывает заездов меньше двух часов. К этому тоже надо будет привыкать.
Я отлично понимаю, куда я еду. Когда мы с SMP Racing только обсуждали возможность участия в IndyCar, то трезво оценивали все сложности, с которыми я могу столкнуться. Мне придётся многому научиться и освоить совершенно новые для себя вещи. Сезон предстоит сложный, во многом из-за незнания трасс. Но гонки длинные, за два часа случиться может всякое, так что главным будет стабильно финишировать и, конечно, стараться пробиваться наверх. В конце концов, не боги горшки обжигали. Моя задача на сезон - быстро всему учиться.
- Успели ли вы на тестах выделить кого-то из соперников? Кого бы вы назвали фаворитом предстоящего сезона?
- Ни для кого не секрет, что Уилл Пауэр - пилот очень быстрый. Уверен, сильно выступят и Скотт Диксон, Райан Хантер-Рэй, Симон Пажено и, конечно, Себастьен Бурде. Пока сложно что-то сказать относительно Хуана-Пабло Монтойи. Он неплохо смотрелся на тестах, но гонки - это совсем другое, и в IndyCar это проявляется как нигде - результаты испытаний и протоколы этапов зачастую сильно отличаются друг от друга.
- А как оцениваете перспективы Тони Канаана, который после трёх лет в KV Racing Technology снова будет выступать за топ-команду - Chip Ganassi Racing - и поедет на машине Дарио Франкитти?
- Он, конечно, отличный пилот, но ему будет очень сложно. С ним в одной команде поедут очень быстрые пилоты и часто именно он будет оказываться в положении догоняющего. С другой стороны, у него большой опыт, так что посмотрим.
- В гонке «Индианаполис-500» в одной команде с вами выступит Жак Вильнёв. Вы уже успели пообщаться? Его опыт может вам помочь или спустя 20 лет, скорее, вы будете ему помогать?
- Вот буквально вчера (разговор с Алёшиным состоялся за неделю до старта) я с ним познакомился - абсолютно нормальный мужик без каких-либо звёздных болезней. Мы с ним прекрасно пообщались, он как раз приехал на примерку сиденья. Спрашивал у меня о машине, например, о руле, ведь за это время технологии шагнули вперёд. Так что ему тоже будет непросто.- И давайте немного поговорим о Формуле-1. Как вам выступление Даниила Квята в Гран-при Австралии?
- Даня отлично себя показал, и если он начнёт опережать Жана-Эрика Верня, у которого за плечами уже два сезона, это будет очень круто и обезопасит его место на 2015 год. Даня - очень талантливый пилот, я его знаю с восьмилетнего возраста, и могу сказать, что он человек, который не сдастся и будет бороться до конца. Это профессионал, который с детства участвует в гонках, и, зная его возможности, я не вижу никаких причин, способных помешать ему успешно выступить в этом году. У него для этого есть всё - и профессионализм, и талант, скорость, и желание работать.
- А как вам Кевин Магнуссен? По вашему мнению, это действительно новый Льюис Хэмилтон или датчанина всё же переоценивают?
- Я, как человек прагматичный, не стал бы превозносить человека после первого же успеха. Но, на минуточку, он в первом же Гран-при опередил своего партнёра по команде, который чемпионом мира был. Это уже о многом говорит. Конечно, пока рано говорить, что дальше он продолжит стабильно выступать на таком же уровне. Для него это первый год, у него будут и ошибки, и свои трудности.
- Если говорить о борьбе за чемпионство, как вы считаете, сезон станет для «Мерседеса» лёгкой прогулкой?
- Думаю, тут всё будет зависеть от других команд. Сейчас они все, конечно, пойдут догонять. Но вопрос в том, смогут ли они дотянуться до «Мерседеса» к середине сезона или нет, ведь тогда они могут сдаться. В этом на данный момент и заключается главная интрига чемпионата. Ведь если к лету догнать «Мерседес» не получится, то уже с финансовой точки зрения упираться дальше будет нецелесообразно.
Я лишь надеюсь, что будет борьба. Ведь у нас серьёзно изменились правила, фавориты полностью поменялись, чемпионат, похоже, стал интереснее. Но то, что машины стали медленнее, это, конечно, катастрофа.