Сегодня, 26 февраля, празднует день рождения великий раллийный гонщик Себастьен Лёб. О его успехах наслышаны все, а вот неудачи француза настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам. Поэтому мы решили рассказать именно о них.
Ралли Монте-Карло-2002
В 2002 году Себастьен Лёб ещё не был грозой мирового ралли. К тому моменту он ещё не провёл в WRC ни одного полного сезона, да и на сезон-2002 в планах было участие лишь в половине гонок. Но на Ралли Монте-Карло Себ по-настоящему удивил, не оставив шансов соперникам. Лёб вышел в лидеры гонки уже на четвёртом спецучастке, не упускал первую строчку вплоть до клетчатого флага и финишировал первым с преимуществом более 40 секунд. Причём француз выступал в Монако всего во второй раз.
Для будущего рекордсмена эта победа должна была стать первой в WRC, но после финиша вмешались судьи. Они постановили, что Себастьен сменил шины не по правилам, и оштрафовали его, прибавив к итоговому времени две минуты. Из-за этого Себ откатился на второе место, уступив победу Томми Мякинену.
Ралли Великобритании-2003
Себастьен имел все шансы завоевать свой первый титул ещё в 2003 году. Лёб начал год с победы и впоследствии ноздря в ноздрю сражался с норвежцем Петтером Сольбергом. Борьба была настолько плотной, что судьба титула решалась на заключительном этапе в Великобритании.
То ралли вообще во многом стало знаковым. Это была заключительная гонка в карьере Томми Мякинена, и это было завершение последнего полного сезона в карьере Колина Макрея - позже он ещё трижды выходил на старт этапов WRC, но речь шла о разовых выступлениях. Также это была гонка, на старт которой из-за потери сознания не вышел Ричард Бёрнс, более никогда не участвовавший в гонках: у него диагностировали астроцитому, он прошёл курс лечения и перенёс несколько операций, но в 2005 году ушёл из жизни.
И это было сражение Петтера и Лёба. К гонке француз подошёл в ранге лидера общего зачёта, хотя его преимущество составляло всего одно очко. Но сама гонка сложилась для Себастьена неудачно. Сложно сказать: то ли на норвежца снизошло вдохновение, то ли у Лёба не складывалось, то ли «Ситроен» просто приказал ему в какой-то момент ехать осторожно, чтобы гарантировать титул в зачёте производителей. Факт остаётся фактом: на финише Петтер «привёз» сопернику 45 секунд. Та гонка стала последней перед наступлением девятилетней гегемонии Себа, прервавшейся только с его решением отказаться от полноценной раллийной программы, а для Сольберга титул в 2003-м остался единственным.
Ралли Новой Зеландии-2007
Ралли в стране Киви было 11-м из 16 этапов сезона-2007, который француз начал в качестве трёхкратного чемпиона мира. В Новую Зеландию Лёб приехал, разумеется, в статусе одного из фаворитов - в предыдущих 10 гонках одержал пять побед и лишь два раза оказался вне подиума.
Главным соперником француза в том году стал финн Маркус Гронхольм, с которым и развернулась нешуточная борьба на новозеландских просторах. Себ и финн обменивались победами на спецучастках, первая строчка переходила от одного к другому - за всё ралли только один доп они отдали другому гонщику. Захватывающая борьба завершилась тем, что Маркус финишировал впереди на каких-то 0,3 секунды - безумно микроскопический для ралли разрыв. На тот момент это был рекордно низкий разрыв между первым и вторым местами, рекорд пал в 2011-м на Ралли Иордании, где Себастьен Ожье опередил Яри-Матти Латвалу на 0,2 секунды. После ралли Гронхольм был лидером общего зачёта с отрывом в 10 очков, но два схода подряд в Японии и Ирландии лишили его титула.
Ралли Германии-2011
В 2011 году Себастьен Ожье, который в наши дни является действующим чемпионом мира, прервал абсолютную гегемонию Лёба на немецком ралли. Гонку в Германии Лёб выигрывал каждый год начиная с сезона-2002 и лишь в 2011-м потерпел поражение.
Победу Себ-старший упустил из-за прокола на заключительном субботнем спецучастке. Лёб растерял столько времени, что за воскресенье отыграться не смог, и Ожье победил с отрывом почти в 40 секунд. Помимо того что старший француз потерпел неудачу, молодой напарник по «Ситроену» ещё и открыл огонь критики по команде, которая отдала ему приказ сдерживать свой темп и беречь второе место, в то время как Себ продолжал отрываться. После финиша Ожье заявил, что «спортивная справедливость восторжествовала».
Ралли Великобритании-2011
Всё тот же сезон-2011 завершился для Лёба конфузом. На Ралли Великобритании он выбыл из борьбы, причём авария Себастьена случилась не в боевом режиме, что ещё добавило экстраординарности. Себастьен ехал по дорожной секции на старт 19-го спецучастка, когда столкнулся с «Шкодой», арендованной испанским зрителем.
«Мы сместились в сторону, но мы же в Уэльсе, а он не валлиец, так что он сместился туда же, и мы врезались», - рассказал Лёб про ту аварию. Столкновение произошло на небольшой скорости, но радиатор оказался повреждён, и Себастьен гонку продолжить не смог. Никакой проблемы для Лёба в плане турнирной борьбы не возникло. Микко Хирвонен - единственный, кто мог отобрать у француза корону - сошёл ещё раньше, повредив радиатор, и Себ стал чемпионом уже после седьмого спецучастка.
Ралли Франции-2013
Уверен, Себ мечтал не о таком завершении карьеры раллийного пилота, как это вышло на его домашней гонке во Франции. В сезоне-2013 Лёб провёл лишь четыре гонки, и три предыдущих завершились успешно: две победы и одно второе место. Логично, что для написания последней главы в WRC было выбрано именно Ралли Франции. Свою домашнюю гонку Себ выигрывал пять раз, оформлял здесь чемпионские титулы, и попрощаться со своей публикой ему хотелось именно в Эльзасе.
К моменту проведения гонки Себастьен Ожье уже обеспечил себе чемпионский титул, поэтому сражение за корону не отвлекало внимания от Лёба. Все осознавали важность момента. Это была не просто заключительная гонка WRC в его карьере (хотя, вполне возможно, разовые появления у него ещё будут). Это было завершение целой эры, Эпохи Лёба. Многие мечтали, чтобы он ушёл красиво.
Увы, не все сказки заканчиваются так, как хотелось бы. На 15-м спецучастке Лёб угодил в аварию, его машина перевернулась, и карьера завершилась на несколько допов раньше ожидаемого. Многолетний бессменный штурман Лёба Даниэль Элена даже пошутил, что в его стенограмме на момент аварии значилась фраза «вуаля». Кстати, Даниэль завершил карьеру штурмана вместе с уходом Себа, заявив, что просто не может сесть в машину с кем-то другим.
После финиша Лёб не скрывал, что немного разочарован таким поворотом событий. «Я недоволен, но мне не нужно сражаться за чемпионский титул и набирать очки. Я больше огорчён за зрителей и команду. На этапе было много болельщиков, которые ждали моего выступления, но я не смог проехать перед всеми».
Но что было - то прошло. Хотя у Лёба всегда будет возможность ещё раз выступить во Франции и постараться всё-таки поставить жирную точку.