«Чемпионат» продолжает изучать очередной сравнительный отчёт УЕФА по лицензированию футбольных клубов, входящих в высшие дивизионы своих стран, по итогам 2012 года. Сегодня под нашим рассмотрением посещаемость матчей европейских чемпионатов. Матчи 36 самых посещаемых лиг континента в прошлом сезоне посмотрели 163,4 млн человек, однако лишь в 22 из 50 изученных в отчёте стран посещаемость выросла.
Интерес к футболу в Европе продолжает оставаться на высоком уровне, причём не только за счёт стран, в которых проводятся топ-чемпионаты. Согласно исследованию УЕФА, откровенно неинтересен футбол финнам (всего 52% финских горожан заявили, что проявляют интерес к футболу, из них 8% - «очень интересуются» игрой номер один) и македонцам (38% заинтересованы, 5% очень заинтересованы). Провал футбола в скандинавской стране понятен - как бы ни боготворили Яри Литманена, на первом месте у финнов был, есть и будет хоккей, а вот в Македонии довольно неожиданно популярнее футбола в последние годы стал баскетбол.
В остальном же европейцы поднимают планку интереса к футболу. В среднем 82% горожан заявили о своём интересе к происходящему в игре, каждый четвёртый европеец очень интересуется футболом. Таким образом, если учесть, что население Европы составляет около 830 млн жителей, то очень интересуются футболом более 200 млн человек, и это находит отражение в стабильной посещаемости матчей. По итогам прошлого сезона высших европейских лиг матчи посетили 99,945 млн человек, что немногим меньше, чем год назад, по объективным причинам - в высшие лиги самых посещаемых чемпионатов попадали команды с маленькими аренами. Сохраняется планка интереса и к матчам главных европейских турниров: встречи Лиги чемпионов и Лиги Европы посетили 13,14 млн человек, а годом ранее - 13,4 млн человек.
Интересно, что матчи чемпионата России, по данным УЕФА, в прошлом сезоне в среднем посещали 13 180 человек (по данным «Чемпионата» - 13 089 человек), и это уровень Лиги Европы, на матчи которой в среднем (за счёт немецких, австрийских, швейцарских и отчасти российских клубов) ходят по 13 230 человек. Премьер-Лига занимает 11-е место по средней посещаемости в Европе, уступая и двум подэлитным дивизионам - английскому и немецкому. Тенденции российской посещаемости схожи с общеевропейскими: стабильная планка заполняемости трибун, без прорывов в посещаемости. Всего семь чемпионатов в прошлом сезоне показали рост посещаемости выше 10%, и здесь в основном не самые футбольные страны континента: Израиль, Финляндия, Болгария, Эстония и Хорватия, а также примкнувшие к ним чемпионаты Украины и Турции. Пример Турции, к слову, показывает, как вливание больших средств и появление в лиге топовых имён может сказаться на заполняемости трибун: местная суперлига почти догнала Россию, а по промежуточным данным нынешнего сезона и вовсе обходит Премьер-Лигу с посещаемостью около 13 300 зрителей за матч.
В Европе также стали гораздо лояльнее относиться к матчам низших лиг. В число 36 самых посещаемых европейских лиг попали 12 неэлитных дивизионов, в той же Турции в среднем на матчи второго по силе дивизиона ходят 5 386 зрителей - на тысячу больше, чем в ФНЛ. Случается это, правда, в странах, где футбол наиболее популярен, и это та история, где статистика не врёт. По данным отчёта УЕФА, наибольшую заинтересованность в футболе проявляют англичане (37% очень заинтересованы), в тройке находятся и шотландцы, потому стоит ли удивляться, что в рейтинге самых посещаемых лиг сразу пять (!) английских дивизионов, а также четвёртая шотландская лига? Футбол в низших российских лигах, во многом «благодаря» нефутбольным причинам, пользуется всё меньшей популярностью и выходит в главные темы для обсуждения, лишь когда очередной клуб загинается под прессом зарплатных ведомостей и невозможности привлечь частные инвестиции.
Ударивший по Европе финансовый кризис несколько сезонов кряду сказывается и на доходах клубов от продажи билетов. В Англии, где футбол очень популярен, цены на билеты стабильно растут, но посещаемость остаётся на высоком уровне, однако, скажем, в Испании, по которой рецессия ударила сильнее, у клубов (за исключением «Реала» и «Барселоны» - тут английский вариант) два выхода: или повышать цены на билеты, но чуть снижать заполняемость трибун, или удерживать цены на билеты на одном уровне, но получать от их продажи меньше денег. Во Франции и особенно Германии билеты традиционно недорогие, потому и этот показатель в целом по Европе остаётся на уровне лёгкой стагнации - второй год подряд общеевропейские доходы от продажи билетов упали на 2%.
Такая ситуация вынуждает клубы искать другие источники доходов, чтобы покрыть эту недостачу. За пять последних лет доля доходов от продажи билетов в Европе упала на 5% - с 23% до 18% - и составляет ныне 2,5 млрд евро от общих доходов. Немаловажно также отметить, что многие клубы - особенно из Восточной Европы - часто не могут рассчитывать на то, что все 100% средств от продажи билетов поступят на клубный кошелёк, так как некоторые стадионы находятся в муниципальном подчинении. Это заставляет клубы заниматься собственной инфраструктурой, а новая инфраструктура - залог роста посещаемости. Пример можно найти, почти не выходя из дома: чемпионат Украины со сданными к Евро-2012 стадионами за один сезон добавил к посещаемости более 2 000 зрителей в среднем за матч.