Бобслей: Покажите, зачем ночевали на трассе!

Россию представят три экипажа, два из которых считаются претендентами на медали.

Что такое победа в бобслее?

Это, конечно, мастерство - умение управлять тяжелой, 630-килограммовой (при полной загрузке в четверках) машиной.

Это высокие технологии и «железо» - обтекаемый корпус из стекловолокна, идеально отполированные коньки, компьютерное сопровождение и моделирование на тренировках.

Это физическая сила, резкость и координация, позволяющие экипажу сорвать боб со старта, в считанные секунды разогнать его и успеть до входа в первый вираж занять свои места и согнуться, не нарушив аэродинамики.

Это опыт и стальные нервы, благодаря которым в ответственный момент не задрожат колени и не ослабнут руки, сжимающие кольца управления.

Это главенство «мы» над «я» - слаженность и чувство локтя, полная синхронизация мыслей и эмоций от выхода на разгон до пересечения финишной линии.

Это большие расходы, которые могут доходить до сотен тысяч евро при конструировании и тестировании бобов и миллионов - при строительстве трассы.

Наконец, это хитрость и смекалка - та последняя крупинка, которая при равенстве всего вышеперечисленного в конце концов склоняет чашу весов в твою пользу.

На этих Играх сани, бобслей и скелетон принесли России уже пять медалей - две золотых, две серебряных и одну бронзовую. Успехи в ледяном желобе - результат того, что для людей, занимающихся этими видами, не существует мелочей. При подготовке были учтены почти все компоненты, которые могли хоть как-то повлиять на исход соревнований. Спортсменам помогали любыми честными и законными методами. И если раньше те же Зубков с Третьяковым конкурировали по сути только за счет таланта, воли и трудолюбия, то теперь у них наконец появился мощный тыл, с помощью которого и удалось добыть золото. Тыл этот был и у других. Просто не все сумели им воспользоваться.

«Победы в бобслее и скелетоне - только вершина айсберга, - сказал на встрече с олимпийской бригадой 'СЭ' министр спорта Виталий Мутко. - Прошла реформа в нашей федерации, усилились позиции в международной, начали работать над своей - российской - техникой. На сочинской трассе, можно сказать, ночевали! И, кстати, ледовары здесь наши - половина из подмосковного Парамонова. Есть, конечно, и иностранцы, которых мы привлекли. Все работали. И все сложилось».

Хорошо помню, как уверенно за день до начала Олимпиады себя чувствовал главный тренер нашей бобслейной сборной Пьер Людерс. Будто что-то знал.

В действительности это его спокойствие стало плодом долгой работы и усердных тренировок. Он не был бы так безмятежен, если бы Зубков не прошел трассу более 200 раз. Не излучал бы оптимизма, не случись примирения с Воеводой. Не рассуждал бы о нервозности в стане соперников, не будь в его распоряжении специально построенной разгонной эстакады, доступ куда имеют только члены российской команды.

И сегодня, за день до закрытия Олимпиады, когда на лед выйдут бобслейные четверки, Людерс снова бодр и подтянут. На вопрос «почему?» можно ответить словами конкурентов.

«Зубков знает каждый изгиб этой трассы, - поделился своим мнением действующий олимпийский чемпион в этой дисциплине американец Стивен Холкомб. - Вы видели его супер-скорость в заездах двоек, хотя на протяжении всего сезона он был не так хорош. Здесь, на Олимпиаде, он уделывает всех».

«Нашими основными соперниками в соревнованиях четверок станут прежде всего ребята из России, - сказал в свою очередь пилот первого канадского экипажа Крис Спринг. - Зубков и Касьянов очень хороши».

«Странная трасса, - пожаловался немец Франческо Фридрих. - На тренировках мы все время теряем скорость в конце - кажется, как будто лед там мягковат. Хотя вроде бы температура в порядке. Сложно понять, в чем дело».

И пока соперники задавались подобными вопросами и пытались раскусить особенности сочинского желоба, наши пилоты нанесли по ним еще один психологический удар. Зубков и Касьянов не вышли на последние перед стартом тренировочные заезды - пятый и шестой, на трассу была делегирована только четверка Никиты Захарова. По-моему, сигнал более чем очевиден: для нас на этой трассе сюрпризов нет, мы не просто так на ней ночевали.

Означает ли это, что победа в кармане? Разумеется, нет. Однако сделано все возможное, чтобы ее одержать. И дело не только в «поляне», которая для Зубкова и компании подготовлена прекрасно. Помимо знакомой трассы, у российских бобслеистов есть и все то, что было перечислено в самом начале: мастерство, сила, опыт, дух, техника, и, конечно, поддержка своих болельщиков.