В то время, как почти за 2000 километров от Москвы Александр Легков и экипаж Александра Зубкова оформляли первую за 20 лет победу России в медальном зачете зимних Олимпийских игр, люди заполняли трибуны одного из старейших ипподромов России - Московского, которому в этом году исполнилось 180 лет. В воскресенье здесь развернулись события юбилейной 25-й гонки звезд «За рулем», проводящейся в столице с перерывами с 1978 года. И контраст между временными эпохами в этом месте чувствуется действительно остро: за полный круг машины успевали проехать мимо Беговой беседки ипподрома, более чем 100-летней давности, жилых домов-пятиэтажек, а за первым поворотом отчетливо виднелись стеклянные высотки «Москва-Сити».
Несмотря на суровую погоду, к началу соревнований зрительские места были заполнены почти до отказа - все-таки в российской столице не так часто проходят шоу с участием пилотов «Формулы-1». На трибунах помимо традиционной тусовки, состоящей в основном из автовладельцев, пришедших насладиться привычным ревом моторов и скоростями, было и немало семей, которые посетили автошоу впервые, пожертвовав ради него просмотром лыж и бобслея. Кстати, наиболее стойкими к превратностям погоды и правил оказались дети, которые составляли чуть ли не костяк болельщицкого состава.
Тем не менее погода все же внесла свои коррективы: отсутствие льда превратило покрытие в смесь песка, грязи и воды, поэтому из соображений безопасности пилоты стартовали раздельно, с 5 - 10-секундным интервалом. Вместо привычных сугробов трасса была окружена ограждениями, а внутри нее появились так называемые ретардеры - специальные конструкции, заставляющие автомобили снижать скорость. Количество вылетов от этого только увеличилось - машины, выплывая из очередного поворота, снова и снова сбивали «замедлители», и каждый второй заезд прерывался красными флагами.
Что же до самих соревнований, то здесь интриги хватало в излишке. Финальные заезды, в которые пробились 6 гонщиков, прошли по всем законам спортивного драматического жанра. После 6 заездов одинаковое количество очков набрали призер этапов чемпионата Европы по ралли-кроссу Сергей Загуменнов и один из лучших пилотов России в классе LADA Revolution Владимир Шешенин. Причем последний успел сначала побыть лидером зачета, затем опустился на последнее, 6-е место, но смог отыграться и поделить лидерство с Загуменновым. В дополнительном финальном заезде Шешенин выиграл у своего соперника 1,1 секунды и стал обладателем «Бронзовой шины». Предыдущий приз, «Хрустальную шину», на вечное хранение забрал прошлогодний победитель гонки «За рулем» Кирилл Ладыгин, выигравший ее 4 раза подряд.
И все-таки главным событием дня стала дуэль Тимура Тимерзянова, которому за удержание титула чемпиона Европы по ралли-кроссу перед гонкой был вручен приз «Лучшего гонщика России 2013 года», и главной звезды соревнований - пилота Lotus Ромэйна Грожана. И свою первую победу после неудачных тестов в Бахрейне пилот «Формулы-1» одержал на спортивном Renault Duster, выиграв у российского раллиста более 3 секунд.
- Ромэйн, вы уже не первый раз в России. Что-то изменилось в Москве, в самой гонке?
- Это действительно большое событие - ведь на стадионе собралось так много людей. Я счастлив здесь находиться, ощущать большое внимание СМИ, что является хорошим знаком. Может быть, здесь не очень много льда, но все равно скользко и интересно.
- Доводилось ли вам раньше пилотировать в таких условиях?
- Честно говоря, нет. По такому покрытию я ездил, пожалуй, впервые.
- Скоро стартует новый сезон «Формулы-1». Прошлый оказался для вас удачным - вы заняли высокое 7-е место. Готовы ли теперь к новой роли? Может быть, замахнетесь на титул?
- Да, думаю, я готов к этой цели и буду стремиться ее достичь. Однако все зависит не только от меня. Крайне важную роль будет играть машина.
- В прошлом сезоне вашим партнером был Кими Райкконен, теперь - Пастор Мальдонадо. Это изменит ситуацию в команде?
- Да, Кими и Пастор - очень разные по характеру. К концу прошлого года мы здорово работали с командой. Даже в тот момент, когда Кими уже был не с нами. Я счастлив в Lotus и думаю, мы с Пастором хорошо знаем друг друга. А это и есть ключ к успеху.
- Эрик Булье, ваш личный менеджер, покинул команду. Как обстоят дела с заменой?
- Его уход - потеря для Lotus. Но надеюсь, что рано или поздно вопрос с новым менеджером решится. Тем не менее я доволен положением дел в команде. Работа на заводе организована лучше, чем это было раньше. Так что все условия для прогресса существуют.
- Тем не менее в Бахрейне вы столкнулись с некоторыми техническими трудностями…
- У нас были вопросы, связанные с мотором. К тому же пока у меня нет идеального чувства машины. Но время для работы еще имеется.
- Чего вы ждете от первой гонки сезона?
- Главное - доехать до финиша. А там посмотрим.
- В этом году поменяется многое - новый регламент, машины сильно изменятся даже внешне. Новые правила вам на руку?
- Пока рано об этом говорить. Я рад, что не стал менять группу инженеров, работавших со мной, потому что для адаптации к новым правилам нам нужно полное взаимопонимание. Идея насчет двойного переднего обтекателя, которую мы реализовали, на мой взгляд, очень хороша. Посмотрим, принесет ли это должный эффект.
- В этом сезоне пилотам придется экономить топливо, шины и многое другое. Жак Вильнев недавно заявил, что новые правила превращают гонщика в пассажира. Что думаете по этому поводу?
- Да, в наше время пилотировать гораздо труднее, чем раньше! И вы знаете, я не говорю о том, чего не знаю. Мне кажется, «Формула-1» прогрессирует, становится более эффективной, появляются интересные разработки гибридных технологий, которые могут быть применены и на обычных машинах. А это важно для имиджа. Да, мы не гоняемся на максимальной скорости от старта до финиша, поскольку надо думать о расходе топлива, о технике. Но все это делает «Формулу-1» более умной.
- Не могу не спросить вас о Данииле Квяте и дебютном «Гран-при России» в Сочи.
- К сожалению, мир гонок полон встреч, поэтому не успеваю следить за всем. Знаю, что Квят выиграл серию GP3. Что касается России, то это - огромная страна, и здорово, что здесь будет проводиться «Гран-при». Причем в олимпийском городе. Надеюсь, приедет много болельщиков.
- За Олимпиадой следили?
- Да, я смотрел гонки с участием Мартена Фуркада, ски-кросс и лыжи. Жаль, что Олимпиада закончилась.
- Вы были партнером по команде другого русского пилота «Формулы-1» - Виталия Петрова. Поддерживаете связь?
- Да я и с семьей не могу нормально держать связь (смеется). Виталий - хороший парень и неплохой гонщик. Жаль, что его нет в «Больших призах» в этом году. Мне было интересно работать с ним в прошлом.
- Напоследок несколько философский вопрос. Ваша самая сильная сторона характера и главная слабость?
- Я бы сказал агрессивность и… агрессивность.