Одного взгляда на выражение лица Луки ди Монтедземоло, который в Бахрейне не вынес мучений родной команды и ещё до финиша гонки покинул автодром, было достаточно, чтобы понять: грядут серьёзные решения. Но минула неделя, Формула-1 готовится к очередному Гран-при, который состоится в ближайший уик-энд в Китае, а ничего не происходило.
Возможно, Лука немного подождал, пока схлынут эмоции, чтобы заново взвесить все «за» и «против». Итоговое решение неутешительно для Доменикали, который работал в «Феррари» с 1991 года. Монтедземоло долгое время поддерживал Стефано и терпел неудачи команды, но катастрофическое начало сезона-2014, которое наверняка заставило вспомнить о мучительном 2009 годе, резко изменило настроение патрона «Скудерии».
Потрясение для команды весьма значительное с учётом того, что увольнение случилось в разгар сезона, когда руководитель команды ежечасно держит руку на пульсе и контролирует все процессы. Пожалуй, в нынешний момент, когда помимо подготовки к Китаю идёт активная разработка обновлений к европейской части сезона, подобное решение может лишь навредить. Но здесь речь может идти о стратегической задаче: не исключено, что высшее руководство итальянской марки, видя, сколь сильно отставание от «Мерседеса», уже скрепя сердце поставило крест на сезоне-2014 и теперь бросит силы на отыгрывание гандикапа к 2015-му. Всё это автоматически означает, что очень скоро чемпионат 2014 года примет для «Феррари» очертания переходного, как это было уже не раз за последнее время.
Так ли на самом деле был плох Доменикали? С одной стороны, результаты оставляли желать лучшего - один титул за шесть лет это не так много для «Феррари». Другими словами - сущий пустяк. «Ред Булл» с гением Эдрианом Ньюи и обширными финансовыми возможностями доминировал на протяжении четырёх лет подряд, но если взять, к примеру, количество побед за прошедшие шесть лет, то «Феррари» уступает не только им, а ещё и «Макларену». За шесть лет выиграны 20 гонок - в среднем по три-четыре за сезон. Не густо.
С другой стороны, три раза из шести «Скудерия» до последней гонки вела сражение за титул в личном зачёте. В 2008-м оказалось некстати решение Тимо Глока финишировать на сухих покрышках, в результате чего он на заключительном круге еле держался на трассе и пропустил Льюиса Хэмилтона. В 2010-м в Абу-Даби был допущен просчёт со стратегией, из-за чего Алонсо оказался позади неуступчивого Виталия Петрова, которого так и не смог обогнать до самой финишной черты. В 2012-м «Ред Булл» в Бразилии показал себя крепким болидом и, несмотря на столкновение с Бруно Сенной на первом круге, Феттель прорвался и набрал необходимые очки. Фернандо же финишировал вторым, менее чем в трёх секундах позади Дженсона Баттона: финишируй пилот «Феррари» первым, и титул отправился бы в Италию. Повернись в этих трёх случаях удача чуть в сторону гарцующего жеребца, и Доменикали сейчас был бы руководителем, трижды приведшим команду к чемпионскому титулу. Можно сказать, что судьба оказалась к нему немного неблагосклонной.
Доменикали мог казаться несоответствующим своей должности. На фоне Жана Тодта, которого он сменил в конце 2007 года, Стефано виделся не таким многоопытным и в какой-то степени мудрым, по сути, руководство сделало ставку на молодого: итальянцу было в тот момент 42 года, что не так много для команды подобного калибра. Новый руководитель, к слову, тоже не преклонного возраста: Марко Маттиаччи сейчас 44.
Руководство марки оказывало Доменикали поддержку, и даже в случае провала летела чья угодно голова, только не Стефано. Команду в разное время покинули Крис Дайер и Альдо Коста, Лука Балдиссери давным-давно переведён на пост управляющего академии. За минувшие годы технический департамент претерпел серьёзные изменения, но и усиление тоже приходило в лице, к примеру, Пэта Фрая и Джеймса Эллисона.
В команду вливались миллионы, в том числе в инфраструктуру - запущен новый симулятор, отремонтирована аэродинамическая труба, но желаемый результат достигнут не был. Ответственность возложили на Доменикали, и Стефано теперь в команде не будет.
Не может не вызывать вопросов кандидатура сменившего его специалиста. Марко Маттиаччи высоко ценится в компании, он добился больших успехов на своих предыдущих должностях. Однако тут есть одно «но», и оно не маленькое, а очень даже значимое: у него нет опыта работы в спорте. Из области дорожных автомобилей, где главная задача сводилась к повышению продаж машин, он попадает в невероятно конкурентную среду, где каждая минута на счету, где совершенно не будет времени на раскачку. Освоиться сразу ему, очевидно, не удастся, и это сильно затормозит процесс развития болида 2014 года и разработки машины на 2015-й. Стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос мы получим не раньше окончания следующего сезона.
Есть, конечно, вариант, при котором назначение Маттиаччи - временное, но он крайне сомнителен. Как раз потому, что Марко - кадр высокого полёта для компании, и срывать его на несколько месяцев в совершенно незнакомую обстановку никто бы ни стал, это не пошло бы на пользу ни компании, ни самому итальянцу. Так что пришёл он надолго.
Проблема была, по сути, не в том, что Доменикали плохой менеджер. Наоборот, по итогам шести лет его работу можно оценить скорее положительно: за исключением 2009-го явных провалов не было, а к 2014-му он смог собрать самый звёздный состав современной Формулы-1, прибавив к Фернандо Алонсо финна Кими Райкконена. Проблема в том, что к «Феррари» предъявляются повышенные требования, которые в случае неудач «Скудерии» превращаются в массовую истерию: Стефано был едва ли не самой критикуемой персоной в Формуле-1 в минувшие годы. Шесть лет руководству удавалось сопротивляться этому, но теперь и высшие чины марки поддались всеобщему скептицизму.
Бытует мнение, что Доменикали являлся слабым звеном в итальянской команде и вот уже шесть лет тащил её ко дну. Так ли это? Уже сказано, что при нём команда трижды останавливалась даже не в шаге, а в полушаге от чемпионского титула. За время работы Стефано «Феррари» завоевала один Кубок конструкторов и лишь один раз выпала из первой тройки - в том самом 2009-м. В трёх из четырёх прошедших сезонов в командном зачёте марка была третей, но слабым звеном здесь оказывался скорее Фелипе Масса, который набирал на сотни очков меньше своего напарника.
Почему все эти годы напарником Алонсо был именно Фелипе? Потому что такое решение принимал Лука ди Монтедземоло. Легенда гласит, что пара Райкконен - Алонсо должна была сформироваться в «Феррари» ещё в 2010-м, но травма Массы в 2009-м не оставила команде морального права избавиться от бразильца, и он остался. Затем его контракт продлевали при неизменных словах поддержки со стороны Луки.
Все кадровые изменения согласовались с ди Монтедземоло. Любое более-менее значимое решение о выборе дальнейшего направление принимается с его непосредственным участием и одобрением. Понимаете, к чему я клоню?
Картина достаточно неоднозначная. Ни одно серьёзное решение не обходится без участия Луки, но вся ответственность возлагается на Доменикали. Справедливо ли это? Судите сами. Нет, я не говорю, что уйти должен был ди Монтедземоло - его работа включает в себя много всего помимо команды Формулы-1. Но надо было либо дать Стефано большую свободу принятия решений, либо понимать, что он не может нести полную ответственность за результаты и дать ему работать дальше.
Осмелюсь предположить, что, за исключением сезона-2009, в целом «Феррари» выжимала максимум из своих возможностей. Штука в том, что во многих компонентах возможности эти оказываются хуже, чем у конкурентов. Есть, наверное, только один человек, который на месте Доменикали мог бы раздвигать рамки и добиваться чуть большего. Но когда Росс Браун хотел возглавить команду, Лука ди Монтедземоло ответил отказом. О чём, возможно, теперь сожалеет, но уговорить британца вернуться, когда он в своё удовольствие рыбачит и не помышляет о работе, будет крайне тяжело. Тем более что тогда, очевидно, Лука испугался, что влияние Росса на команду окажется слишком большим и он начнёт затмевать Монтедземоло. Этот фактор будет актуален и сейчас, поэтому шансы британца на возвращение в Маранелло крайне низкие.
Техническая структура, выстраиваемая Стефано (при поддержке Луки, разумеется), новый симулятор, обновлённая труба и всё остальное дадут результат. Сейчас, насколько можно понять, основная проблема заключается не в шасси, а в двигателе: стоит добиться его улучшения, и результаты пойдут вверх. Точнее, всё было бы именно так при отлаженных процессах. С приходом нового руководителя многие процессы могут замедлиться или нарушиться. Это окажет влияние как на нынешний сезон, так и на следующий, база для которого закладывается уже сейчас, а там - всё по-новой.
«Скудерия» устала ждать чемпионский титул, но решением променять Доменикали на Маттиаччи продлила срок ожидания ещё на несколько лет.