Для гола - солидный возраст. Так почему именно этот удар со штрафного до сих пор стоит перед глазами? Факторов несколько. Первый - получился поединок за золото: если «Спартак» побеждал, то автоматически становился чемпионом за тур до финиша. Второй - Советский Союз стремительно разваливался, и игра в Лужниках 23 октября 1989 года явилась одним из последних праздников эпохи развитого социализма. Третий момент - высокий уровень матча. В сущности, столичный зритель любовался истинно европейским классом исполнителей. Судите сами: на тогда еще зеленый лужниковский газон одновременно вышли Черенков и Протасов, Михайличенко и Родионов, Евгений Кузнецов и Бессонов, Литовченко и Мостовой, Черчесов и Виктор Чанов… Все в самом соку и в прекрасном настроении.
Кроме того, сюжет противостояния сразу захватил 60 тысяч болельщиков на стадионе и многомиллионную телеаудиторию. Олег Протасов отличился уже на 3-й минуте, использовав несогласованность Базулева и Черчесова. Дальше пошла мужская борьба на всех участках поля. Соперники не собирались щадить себя и друг друга и вместе с тем помнили, что играют в футбол. Техника демонстрировалась не для показа своих возможностей, а ради победы в отдельном эпизоде. Тактика с трибун просматривалась: у тех и других чувствовалась тренерская рука. Физически люди оказались готовы на оба тайма. Словом, удивительную радость подарили команды тем, кто хоть что-то желает понимать.
Спартаковец Евгений Кузнецов во второй половине после изящной атаки счет сравнял. Однако москвичей устраивала лишь победа: в противном случае судьба золота решалась в гостевой схватке с неудобным «Жальгирисом».
И вот штрафной. На 89-й минуте. До ворот Чанова порядка 24 метров. Родионов с Морозовым собирались мяч разыграть. Вдруг к партнерам подошел Валерий Шмаров и предложил: «Родик, дай я пробью!» Сергей не возражал. После чего состоялся один из красивейших ударов в истории футбола. Мяч полетел по высокой траектории в самую «девятку». Вратарь киевлян отменно оттолкнулся и здорово прыгнул, но уже в воздухе осознал - поймает пустоту.
Если бы этого гола не было, его надо было бы придумать. Так как потрясающее представление обязан венчать ударный номер. Это на концерте или в цирке, где каждый шаг предусмотрен. Здесь же, в футболе, сценарий заранее никто не писал. Он как-то сам написался. И в этом гигантское значение удара Шмарова для футбола в принципе. Именно такие удары позволяют считать эту игру искусством.
«СЭ» поздравляет творца золотого шедевра-89 с 49-летием!